Доброго всем времени, чтоб нам было о чем мечтать и
что поужинать!)) Думала промолчать, но хочется же красотищи вокруг! Поэтому
собрала в одно место то, что сама знаю о правилах составления
гармоничной композиции. Изучать теорию композиции – это по желанию, но азы
знать стоит каждому мастеру. Прошедший конкурс свит-открыток в группе Веры Найда в ВК это показал. Впереди у
нас 14 февраля, 8 марта, выпускные, будут востребованы шоколадницы,
портфельчики с коробками конфет, упаковка и коробочки с подарками, открытки.
Как ни крути, а композиции составлять придется. И лучше составлять их грамотно.
Информацию я взяла из статей, посвященных скрапбукингу. Думаю, там – цветочки, в свите – цветочки, коллеги мы, а значит, правила общие! Поэтому знакомимся с ПРАВИЛАМИ (как должно быть) и ПРИЁМАМИ (как это сделать) создания
гармоничной композиции.
Все примеры взяты у мистера Гугла. Авторов найти не всегда представляется возможным, поэтому прошу у них всех сразу прощения. И благодарю за хорошее дело - на ваших примерах учусь сама и рассказываю другим. Итак...
ПРАВИЛА
Их всего 3. ВСЕГО
ТРИ! То есть совсем не сложно запомнить, я вот к чему.
1.
Доминанта
2.
Единство
3.
Равновесие
Доминанта или центр
композиции, который так и называют – композиционный центр. Его задача – забрать на
себя внимание зрителя и донести до него идею и смысл композиции. В нашем случае это будет цветок или цветочная
розетка (несколько цветков, собранных вместе, оформленных декоративными
элементами – листья, завитки, веточки, бантики и проч.). А в случае коробочек, шоколадниц
и открыток доминантой может стать подобранная по случаю картинка.
Что выделяет композиционный центр:
- цвет (элемент отличающегося от массы цвета, выделяется)
- размер (элемент бОльшего размера выделяется)
- форма (элемент, отличающийся от массы формой выделяется)
Единство. Вот
тут не все так просто, как может показаться. Можно было бы просто сказать –
единство составляющих элементов. И будет это правдой, но не совсем понятной.
Возьму как пример шоколадницу. У них всегда есть основа (кардсток, крафт или
акварельная бумага), фон (как правило, скрапбумага). Само собой есть и цветок\розетка.
И, конечно же, есть декорики – мелкие декоративные дополнения (стразы,
полубусины, бабочки, мелкие цветочки, звездочки и проч.). А теперь представьте
себе шоколадницу, у которой фон в т.н. «ситцевый» узор, а цветочная розетка из
ветки орхидеи с колибри на цветке. Или на фоне русское поле с тонкими колосками,
а розетка из роз. Понимаете о чем я? Другой вариант: коробочка оформляется в
школьной тематике – тетрадки, ручки, карандаши, глобус, а в качестве мелкого декора, в том числе, используются
стразы. Совсем беда бывает с цветом. Когда нежную пастель разбавляют ультрамарином
или к фуксии добавляют жёлтый. Но о цветовом круге разговор отдельный.
Равновесие. Хороший
синоним в данном случае - баланс.
Правильный синоним. Очень запомнился
пример, вычитанный в какой-то статье – весы.
Бухнете на одну чашу здоровенный арбуз –
весы перекосит. Чтобы их выровнять, на другую чашу подставляют маленькие
гирьки. Так и тут – есть в композиции крупный элемент, в равновесие ему
обязательно должен быть мелкий. Есть
яркие цвета – обязательно должны быть нейтральные. Как можно быстренько
определить, равновесна или нет ваша композиция? Сфотографировать и посмотреть.
Или просто посмотреть. Если появляется чувство, что работа упадет в прямом
смысле, то равновесие в композиции нарушено. Если глаза разбегаются с элемента
на элемент и не могут остановиться на каком-то одном – равновесие нарушено.
Надо исправлять :-)
ПРИЁМЫ
Их чуть больше, но тоже не завал. Выделяют 4 основных приёма
создания гармоничной композиции:
1.
Золотое сечение (правило третей)
2.
Диагональ
3.
Направление в пространстве (движение и ритм)
4.
Размещение
Золотое сечение.
Утверждают, что автором золотого сечения является Пифагор, это он в VI в. до
н.э. выявил гармонию в делении отрезка на неравные части в определенном
соотношении. Пифагор там так заморочился с дробями, что сразу перейдем к правилу
третей J Оно гласит, что если разделить поверхность
на три равные части по вертикали и горизонтали, то получим 4 композиционные
точки, а внутри них – геометрический композиционный центр. Именно в этих точках
следует размещать элементы композиции, чтобы в целом она смотрелась гармонично.
Направление в
пространстве или движение и ритм. Вот как это объяснить простым слогом? Ладно,
простите, скажу, как в голову пришло в полночь)) Вот замыслил какой-то человек
гадость, и предлагает вам её. Что сделает каждая порядочная женщина? Правильно,
пошлет его. Мол, иди, дорогой, туда-то и не просто иди, а быстро! Вот! Вот это
и есть один из главных приемов композиции, чтобы она была гармоничной)) Честное
слово!))) Только если мы говорим о композиции художественной, то ритм и
направление задаются перепадами цветов, форм и объемов элементов композиции.
Если еще проще сказать, что представьте себе линию из цветочков одинакового
цвета, формы и размера, на одинаковом расстоянии друг от друга – тут никакого
движения и ритма. А теперь представьте линию из цветочков уменьшающегося слева
направо размера и изменяющегося от яркого к бледному цвета. Чувствуете? Вот это
и есть – направление в пространстве, движение и ритм. Если хотим, чтобы
композиция смотрелась гармонично, то в ней должны быть и крупные цветы, и
средние, и мелкие. Должен быть цветовой акцент и дополнительные нейтральные
цвета.
Еще один аспект направления в пространстве: мозг устроен так, что мы рассматриваем объекты
слева направо. Поэтому надписи «Поздравляю!» «Лучшая учительница!» «Пусть жизнь
будет сладкой!» и другие лучше располагать в правой части работы, тогда взгляд
будет двигаться по направлению к ним, и композиция будет восприниматься
гармоничней.
Диагональ.
Выраженные диагонали в композиции придают ей динамики, энергии. При этом надо
обязательно помнить, что диагональ от
левого нижнего угла к правому верхнему ассоциируется с ростом и воспринимается
лучше, а противоположная ей - с падением, добавляет композиции трагизма и может
вызывать неприятные чувства.
Удачным также считается размещение композиции вдоль
композиционных осей (это из правила золотого сечения). Можно использовать любую
ось: вертикальную, горизонтальную, диагональные. Элементы композиции
располагают на одной оси, а продвинутые – и в нескольких направлениях.
Ну, а дальше можно погуглить "шоколадницы", смотреть картинки и тренироваться в определении ошибок в композиции. Лично я так учу свои уроки:-)
Всем красивых гармоничных композиций!
Спасибо! Познавательно, однако. Всё так просто разложено по полочкам).
ОтветитьУдалить