пятница, 3 февраля 2017 г.

Азы композиции: спасибо всем, кто говорил об этом до меня:-)

Доброго всем времени, чтоб нам было о чем мечтать и что поужинать!)) Думала промолчать, но хочется же красотищи вокруг! Поэтому собрала в одно место то, что сама знаю о правилах составления гармоничной композиции. Изучать теорию композиции – это по желанию, но азы знать стоит каждому мастеру. Прошедший конкурс свит-открыток в группе Веры Найда в ВК это показал. Впереди у нас 14 февраля, 8 марта, выпускные, будут востребованы шоколадницы, портфельчики с коробками конфет, упаковка и коробочки с подарками, открытки. Как ни крути, а композиции составлять придется. И лучше составлять их грамотно. Информацию я взяла из статей, посвященных скрапбукингу. Думаю, там – цветочки, в свите – цветочки, коллеги мы, а значит, правила общие! Поэтому знакомимся с ПРАВИЛАМИ (как должно быть) и ПРИЁМАМИ (как это сделать) создания гармоничной композиции.


Все примеры взяты у мистера Гугла. Авторов найти не всегда представляется возможным, поэтому прошу у них всех сразу прощения. И благодарю за хорошее дело - на ваших примерах учусь сама и рассказываю другим. Итак...

ПРАВИЛА
Их всего 3.  ВСЕГО ТРИ! То есть совсем не сложно запомнить, я вот к чему.
1.      Доминанта
2.      Единство
3.      Равновесие

Доминанта или центр композиции, который так и называют – композиционный центр. Его задача – забрать на себя внимание зрителя и донести до него идею и смысл композиции.  В нашем случае это будет цветок или цветочная розетка (несколько цветков, собранных вместе, оформленных декоративными элементами – листья, завитки, веточки, бантики и проч.). А в случае коробочек, шоколадниц и открыток доминантой может стать подобранная по случаю картинка.  

Что выделяет композиционный центр:
- цвет (элемент отличающегося от массы цвета, выделяется)
- размер (элемент бОльшего размера выделяется)
- форма (элемент, отличающийся от массы формой выделяется)




Единство. Вот тут не все так просто, как может показаться. Можно было бы просто сказать – единство составляющих элементов. И будет это правдой, но не совсем понятной. Возьму как пример шоколадницу. У них всегда есть основа (кардсток, крафт или акварельная бумага), фон (как правило, скрапбумага). Само собой есть и цветок\розетка. И, конечно же, есть декорики – мелкие декоративные дополнения (стразы, полубусины, бабочки, мелкие цветочки, звездочки и проч.). А теперь представьте себе шоколадницу, у которой фон в т.н. «ситцевый» узор, а цветочная розетка из ветки орхидеи с колибри на цветке. Или на фоне русское поле с тонкими колосками, а розетка из роз. Понимаете о чем я? Другой вариант: коробочка оформляется в школьной тематике – тетрадки, ручки, карандаши, глобус,  а в качестве мелкого декора, в том числе, используются стразы. Совсем беда бывает с цветом. Когда нежную пастель разбавляют ультрамарином или к фуксии добавляют жёлтый. Но о цветовом круге разговор отдельный.




Равновесие. Хороший синоним в данном случае  - баланс. Правильный синоним. Очень  запомнился пример, вычитанный  в какой-то статье – весы. Бухнете на одну чашу здоровенный арбуз  – весы перекосит. Чтобы их выровнять, на другую чашу подставляют маленькие гирьки. Так и тут – есть в композиции крупный элемент, в равновесие ему обязательно должен быть мелкий.  Есть яркие цвета – обязательно должны быть нейтральные. Как можно быстренько определить, равновесна или нет ваша композиция? Сфотографировать и посмотреть. Или просто посмотреть. Если появляется чувство, что работа упадет в прямом смысле, то равновесие в композиции нарушено. Если глаза разбегаются с элемента на элемент и не могут остановиться на каком-то одном – равновесие нарушено. Надо исправлять :-)




ПРИЁМЫ

Их чуть больше, но тоже не завал. Выделяют 4 основных приёма создания гармоничной композиции:

1.      Золотое сечение (правило третей)
2.      Диагональ
3.      Направление в пространстве  (движение и ритм)
4.      Размещение

Золотое сечение. Утверждают, что автором золотого сечения является Пифагор, это он в VI в. до н.э. выявил гармонию в делении отрезка на неравные части в определенном соотношении. Пифагор там так заморочился с дробями, что сразу перейдем к правилу третей J  Оно гласит, что если разделить поверхность на три равные части по вертикали и горизонтали, то получим 4 композиционные точки, а внутри них – геометрический композиционный центр. Именно в этих точках следует размещать элементы композиции, чтобы в целом она смотрелась гармонично. 



Направление в пространстве или движение и ритм. Вот как это объяснить простым слогом? Ладно, простите, скажу, как в голову пришло в полночь)) Вот замыслил какой-то человек гадость, и предлагает вам её. Что сделает каждая порядочная женщина? Правильно, пошлет его. Мол, иди, дорогой, туда-то и не просто иди, а быстро! Вот! Вот это и есть один из главных приемов композиции, чтобы она была гармоничной)) Честное слово!))) Только если мы говорим о композиции художественной, то ритм и направление задаются перепадами цветов, форм и объемов элементов композиции. Если еще проще сказать, что представьте себе линию из цветочков одинакового цвета, формы и размера, на одинаковом расстоянии друг от друга – тут никакого движения и ритма. А теперь представьте линию из цветочков уменьшающегося слева направо размера и изменяющегося от яркого к бледному цвета. Чувствуете? Вот это и есть – направление в пространстве, движение и ритм. Если хотим, чтобы композиция смотрелась гармонично, то в ней должны быть и крупные цветы, и средние, и мелкие. Должен быть цветовой акцент и дополнительные нейтральные цвета.

Еще один аспект направления в пространстве: мозг  устроен так, что мы рассматриваем объекты слева направо. Поэтому надписи «Поздравляю!» «Лучшая учительница!» «Пусть жизнь будет сладкой!» и другие лучше располагать в правой части работы, тогда взгляд будет двигаться по направлению к ним, и композиция будет восприниматься гармоничней. 



Диагональ. Выраженные диагонали в композиции придают ей динамики, энергии. При этом надо обязательно помнить, что  диагональ от левого нижнего угла к правому верхнему ассоциируется с ростом и воспринимается лучше, а противоположная ей - с падением, добавляет композиции трагизма и может вызывать неприятные чувства.




 Размещение. Важные элементы композиции, например, доминанту и ее «противовес» лучше  размещать группой, а не разбрасывать по всей поверхности работы. Обилие хаотично размещенного декора вызывает недоумение и диссонанс в восприятии работы. Для того, чтобы композиция смотрелась, оставляйте вокруг ее элементов пустоту, она только подчеркнет их, наполнит работу "воздухом".

Удачным также считается размещение композиции вдоль композиционных осей (это из правила золотого сечения). Можно использовать любую ось: вертикальную, горизонтальную, диагональные. Элементы композиции располагают на одной оси, а продвинутые – и в нескольких направлениях.




 Ну, а дальше можно погуглить "шоколадницы", смотреть картинки и тренироваться в определении ошибок в композиции. Лично я так учу свои уроки:-) 

Всем красивых гармоничных композиций! 

1 комментарий:

  1. Спасибо! Познавательно, однако. Всё так просто разложено по полочкам).

    ОтветитьУдалить